Кто такой бакалавр и стоит ли на него учиться?

Кто такой бакалавр

Бакалавр — это первая академическая ступень высшего образования. Первая, не всегда низшая. Это уж как вы себе вразумите, будучи студентом бакалавриата. Академическая — не научная, но к науке близкая. Ключевое слово  - «высшее образование». Так стоит ли бояться бакалавриата?

В России бакалавры появились не только что. Они выпускались в российских вузах еще до революции 1917 года. В те далекие времена все студенты, окончившие вуз, были бакалаврами. По желанию они могли выполнить соответствующего уровня работу и им присуждалась учения степень магистра, а далее доктора наук. Такая градация до сих пор существует в современной Европе и большинство европейцев вполне устраивает иметь статус бакалавра. Многие даже считают излишним становиться магистром.

С 1918 до 1934 года в РСФСР вообще не существовало ученых степеней, что может служить общим показателем развития науки и высшего образования в частности (вот так реформа!). В 1934 году ученые степени кандидата и доктора наук решили восстановить, выбросив из лексикона слова «бакалавр» и «магистр». По этой системе Россия жила многие годы и некоторые вузы до сих пор продолжают выпускать специалистов в противовес тем, кто влился в Болонский процесс.

Что и говорить, система инженерного образования в России зарекомендовала себя на самом высоком уровне. Наши специалисты ценились и ценятся во всем мире. Вопрос: за что? Только ли за образование? Ответим позже. Идем рассуждать дальше.

В 1993 году в России, наряду со ставшими национальной образовательной традицией специалистами, местами стали выпускать  бакалавров и магистров. Теперь магистр стал академической степенью, а не научной, что идет немного врозь с той системой, которая сложилась в Европе и которой пытаемся сегодня повсеместно следовать мы.

Массовое обращение к бакалавриату началось с 1999 года, когда в итальянском городе Болонья была подписана конвенция о сближении систем высшего образования стран Европы с целью порождения единого образовательного пространства. Постепенно вузы стали переходить на систему подготовки бакалавров вместо специалистов.

Появилось множество противников этих нововведений, до сих пор не умолкают споры о деградации нашего образования из-за четырехлетнего образования. В добавок ко всему работодателям до сих пор не ясно, кого они принимают на работу, т.к. в тарифно-квалификационном справочнике нет квалификации «бакалавр». Соответственно возникает вопрос, сколько платить данному работнику и какой разряд  ему присуждать.

И, наверно, не зря многие отказываются от получения бакалаврского образования. Ведь мало, кто из самих студентов понимает, кем он будет на выходе. Возможно, работодатели к моменту первых массовых выпусков бакалавров осознают, как с ними работать и чего требовать. И судить о том хорошо данное нововведение или плохо можно будет не сейчас, а лет так через десять.

Хотя в принципе образование бакалавра должно быть по содержанию таким же, как и на специалитете. Разница идет в сроках освоения образовательных программ, отсюда изменения в нагруженности студентов. Бакалаврские стандарты ориентированы в первую очередь на большой объем самостоятельной работы студентов. Немного меняется и сама суть получаемых профессий в плане глубины познаний, но профессия экономиста остается профессией экономиста, оставляя за собой все преимущества высшего образования.

А о том, что бакалавр — это полноценный выпускник вуза не стоит забывать. Поэтому не верьте тем, кто говорит, что это не полное высшее, неоконченное высшее и уже тем более совсем не высшее образование. Всё это — домыслы людей, далеких от сферы образования и, похоже, слабо эрудированных.

Так вернемся к вопросу: за что ценятся российские специалисты и обесценятся ли наши бакалавры?

Мое мнение такое, можете оспорить, прежний русский специалист тем, хорош, что трудолюбив. Он немного дурак, наверно, что готов за бесценок отдаваться любимой работе и сверхурочить ради идеи. Он обладает хорошим складом ума, любознателен, поэтому пытается изобретать и внедрять свои рационализаторские разработки в производство. Но это не приводит к качественному росту, зато повышается количество произведенных единиц продукции.

Технологической культуры не хватает нашему специалисту, не научили этому в вузах. Потому так высоко ценят умного, трудолюбивого и готового работать за гроши русского Ваньку за границей с их развитыми технологиями и подходом к качеству производимых товаров.

И таков портрет специалиста скорее десяти-двадцатилетней давности. Вчерашние выпускники вузов — совсем другие люди. Для них высшее образование — пустое слово, не элита, а масса однотипных молодых людей, с однотипным складом мышления, заложенным не то в семье, не то в школе. Образование нужно, чтобы было или чтоб от армии откосить. Приверженцев пути повышения мастерства единицы, да и тех затюкали и считают шизами.

Такова примета образования нашего времени.  И можем ли мы сейчас с полной достоверностью судить, так ли хороши бакалавры, как прежние специалисты, если суть кризиса производства не в названии квалификации и не в сроках обучения, а в самом качестве образования, в уровне готовности абитуриентов получать высшее образование, а преподавателей работать с ними. Здравомыслие студентов и преподавателей, кадровое и материальное обеспечение вузов, терпение и взаимопонимание, научная составляющая в обучении, внутренняя мотивация и уровень заработной платы, в конце концов, — вот что делает образование качественным, а не болонские процессы и ЕГЭ.

И под занавес немного о зарубежной технологической культуре. Как делается настоящая мебель…

Читайте также на эту тему:

Хорошо сказано? Поделитесь с друзьями:
Присоединяйтесь к автору проекта

Один комментарий на “Кто такой бакалавр и стоит ли на него учиться?”

Оставить комментарий