О перспективах развития городского пространства технического творчества

Концепция развития дополнительного образования детей была утверждена 4 сентября 2014 года. Она предусматривает качественное изменение подходов в преподавании и общем видении дополнительного образования. Стажисты в сфере образования помнят, что раньше не было дополнительного образования как такового. Были кружки и внешкольные учреждения. С 1992 года, когда вступил в силу Закон РФ «Об образовании», появилось понятие «дополнительное образование» и существовало оно в понимании «только для детей». С появлением в канун 2013 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» многие понятия поменяли свое изначальное «бытовое» значение, что-то стало совсем ничтожным и кануло в лету. Между тем, дополнительное образование существует для детей в том числе, и Концепция призывает нас меняться, меняться и ломать стереотипы.

Сегодня мы поговорим не о профилактической роли дополнительного образования, хотя и этот аспект не следует игнорировать. Речь пойдет о роли дополнительного образования в  социализации и самоопределении личности.

За основу мы берем принцип реализации права на развитие личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в различных видах конструктивной и личностнообразующей деятельности, заложенный в Концепции.

Вместе с тем становится актуальным обновление содержания дополнительных общеразвивающих программ наряду  с тенденциями развития профессий, рынков труда, информационной среды и технологий. Так, судя по результатам устных опросов руководителей машиностроительных предприятий нашего города, отмечается острая нехватка внутренне мотивированных высоко- и низкоквалифицированных кадров: от рабочих до инженеров, готовых внедрять и развивать инновации, рационализировать производство. Все больше выпускников поступает на предприятия с корочкой и без компетенций. Сегодня произошла подмена понятий «образование» и «образованность» на нечто материальное, выражающееся в документах… и только.

И не  в одном машиностроении сегодня и завтра будет цениться инженерное мышление. Атлас новых профессий, именно тех, которые появятся и будут интенсивно развиваться лет через 20, указывает нам на то, что практически каждая профессия будет напрямую или косвенно требовать от ее обладателя компетенций из области информационных технологий и техники.

Без технического творчества сегодня никуда!

И вынуждена констатировать, география развития технического творчества в Сарапуле на сегодняшний день (к слову сказать, за 80 лет его существования — технического творчества) остановилась на одном учреждении дополнительного образования и некоторых кабинетах в ряде школ. К сожалению, географией это назвать нельзя, т.к. отсутствуют основные условия объекта изучения сей науки: взаимодействие компонентов и их сочетание на разных уровнях. Подтверждением тому служит и анализ активности участия школ в городских конкурсах, организованных Центром детского (юношеского) технического творчества. Максимальное количество участников — 7 человек — представила школа №15 на городских  автомодельных соревнованиях среди младших школьников, при этом каждый из них был подготовлен педагогом центра. На втором месте — 4  человека — школа №2 на соревнованиях по программированию. При этом Управление образования, услышав о количестве участников 14 человек на городском уровне, изъявляет свое «фи», мол, что так мало, плохо работаете.

Да, не каждому дано. Конкурс технического творчества — это не конкурс рисунков. В нем сложно даже принять участие и при ограниченном количестве участников велика конкуренция и интрига, потому что участвуют одаренные, а не все.

Инфраструктура дополнительного образования действительно требует модернизации. И мы уже вступили на этот путь. На уровне республики, согласно Концепции, должна появиться сеть ресурсных центров по обеспечению развития научно-технического творчества. Аналогично, на уровне города мы предлагаем расширить географию технического творчества за счет муниципальной образовательной сети.

Подумайте только! У нас есть школы с профильными классами, есть педагоги ИКТированные и готовые делиться своими знаниями с детьми. Что нам мешает объединиться? На базе каждой из школ может быть создан кружок робототехники. Вообще, удивляет, в Сарапуле есть профильный естественно-научный лицей, в котором нет даже намека на изучение наук при помощи цифровых лабораторий (а мы такие уже видели в сельской школе в Шевырялово). У нас в классах реалистов школы №15  преподается программа гуманитарного профиля, хотя в 19 веке в России создавались реальные классы «для временного преподавания технических наук». Школы забыли для чего работают что ли? Зато в школе №21 приобрели робототехнические наборы, а преподавать, блин, некому. Это ж учиться надо!!! Куда учителю до этого? (Ученый, наученный, выученный)

Было бы желание. И на одном только желании сделать наших детей разумнее родился проект «Школа инженерного резерва», предполагающий создание сети образовательных учреждений в целях развития научно-технического творчества.

На одной инициативе это дело не свершится. Знаю и по своему учреждению: если бы не было команды талантливых педагогов — не было бы и славы на Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций. Один в поле не воин, а в деле городского масштаба тем более. Между тем одиночки постепенно наступают на пятки. Тут некие предприниматели нашлись, уже шпионить приходят под видом трудоустройства, расспрашивают, какие конструкторы, где и как закупили, где и почем учились. Если не мы сейчас, то частники в скором времени заберут у нас наших же детей и начнут обучать их невесть чему, без педагогического образования, медосмотров и проверок на судимость. Так не пойдет. Надо строить свою сеть, дружить друг с другом, а не конкурировать. Соперничают пускай дети на конкурсах и соревнованиях, сначала в городе, а потом, глядишь, и на Всемирную робототехническую Олимпиаду поедут.

Для многих, даже для всех, пожалуй, комом в горле встал вопрос: откуда деньги брать.

Вы скажете: «Невозможно!» Да, когда-то именно так же и про полеты в космос говорили. Но мы-то с вами не в космос собрались. На своей земле и не найдем партнеров? Это же школа инженерного резерва. А кому этот резерв нужен в первую очередь? Заводы должны вкладываться в образование, если испытывают проблемы с его отсутствием у своих работников или полным отсутствием последних.

Для воплощения замысла инженерного образования в промышленном городе сам Бог велел использовать ресурсы предприятий и профессиональных образовательных организаций. У нас есть замечательный вуз — Сарапульский политехнический институт, есть Сарапульский техникум машиностроения и информационных технологий, а в них такие «мозги» работают! Им нужны абитуриенты — будущим абитуриентам нужны нескучные лекции. Зачет? А как на счет промышленного туризма (кроме секретного производства) на предприятия? Ну дайте детям пообщаться с живым инженером, впустите на завод, пускай окунутся в мир инженерии!

И снова я слышу: «Где деньги взять?» Коллеги, как попросите, так вам и подадут. Во-первых, одним директором этот вопрос не решается. Во-вторых, коллективом директоров тоже не решается. С инициативой должна выходить Администрация города, как минимум начальник Управления образования, как максимум Глава города. Это принцип менеджмента: какого уровня проблема, на таком уровне и должна она решаться. Нет, а давайте я возьму на себя инициативу бороться с терроризмом в Сирии, я же придумала, я и буду. Вот такой подход не пойдет. Еще раз: в одиночку дело государственной важности не решается.

К слову сказать, цена проекта — порядка 5 миллионов рублей и существуют готовые решения, как начать работать на условиях государственно-частного партнерства. И вы удивитесь, с какой любовью выпускники начнут изучать физику и математику, сдавать ЕГЭ по ним, как увеличится число детей, охваченных (захваченных) научно-техническим творчеством, как они начнут участвовать и побеждать в конкурсах и соревнованиях по робототехнике, программированию, прототипированию и визуальных искусств. И все это, при умном подходе, — к сентябрю 2018 года.

Программа обучения предполагает разноуровневый модульный подход с опорой на возрастные периоды развития детей. Система зачетов и взаимозачетов результатов обучения приводит к получению учащимися документа об обучении и формированию полноценного портфолио выпускника.

Наш центр несет миссию образования, такую же, как и любая школа. Объединение усилий и направление их в сторону повышения качества образования приведет к востребованности наших выпускников на рынке труда в условиях постиндустиального общества.

 

Хорошо сказано? Поделитесь с друзьями:
Присоединяйтесь к автору проекта

Оставить комментарий