Как написать сочинение

Вопрос о том, как написать сочинение по русскому языку или литературе, волнует практически каждого школьника и родителей. Умение излагать свои мысли в правильной логической последовательности, выражать собственное мнение является важнейшей особенностью современного человека. И школа не зря учит писать сочинения, эссе, рассуждения и изложения. Это не только проверка грамотности, но и тренировка для ума школьника.

К сожалению, современные школьники настолько привыкли к общедоступности готовых сочинений в интернете, что проблема, как написать сочинение, для них перестала существовать. Более того, обленились настолько, что копируют и скачивают не глядя. В тему или нет, правильно или не правильно — вопрос не обсуждаемый, ведь главное — лишь бы было.

В самом деле научиться писать сочинения самому совсем не сложно. Это не адский труд и для этого не требуется каких-то особых талантов. Все дело в технике. И при этом нужно понять вот что. Пока ты пользуешься готовыми сочинениями, твой мозг отдыхает, а значит не развивается и медленно деградирует. Теперь представь, за все годы обучения в школе ты не написал ни одного  сочинения сам, каков будет уровень твоего интеллекта на выходе? Куда ты поступишь? Кем будешь по жизни, если не умеешь рассуждать и изъясняться своими словами? Ведь интеллект человека проявляется в первую очередь по его речи.

Как написать сочинение на «пятерку»

Чтобы научиться писать сочинения и изложения кому-то может понадобиться помощь репетитора. Но если тебе и без волшебного пенделя хорошо живется и сам себя в руки взять можешь, тогда учись писать сочинения в шесть шагов.

Что нужно сделать:

Первое. Изучить заданную тему. У большинства школьников проблема с написанием от того, что они не знают, о чем писать. Если задали по литературе, значит нужно как минимум прочитать литературное произведение, по которому сочинение пишется. Можно прочитать и в кратком изложении: быстро, но мало информативно. Предположим, тема такая «Описание природы в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Чем грешат краткие изложения, так тем, что пишут саму суть, кратко рассказывают сюжет, и упускают лирические отступления, типа природа в «Онегине», старый дуб в «Войне и мире» и т.п. Так что читайте, осведомляйтесь по вопросу четко и ясно. В книжке можно делать пометки (если книжка бумажная, конечно).

Прочитать все произведение от корки до корки — это самый отпугивающий шаг. Сколько времени на это потратится! Можно вместо этого с друзьями погулять или вконтакет посидеть, правда? Но подумай о том, чем аукнется твоя необразованность. Регулярное отлынивание от чтения приводит к обеднению интеллекта. А словарный запас становится коротким, примерно как у застарелого барашка :) Слушать становится таких людей не интересно, да и поговорить не о чем. Так что читайте, читайте :)

Второе. Для любого сочинения, если знаешь, о чем нужно писать и хорошо ориентируешься в теме, нужно составить план — последовательность изложения мыслей своих. Пусть это будет просто набросок из слов, понятный только тебе. Можно придерживаться такого универсального шаблона:

  1. О чем пишешь, в чем суть проблемы, что хотим узнать или о чем рассказать;
  2. Последовательное раскрытие проблемы. Если пишем по литературе, то по выделенным в книжке местам от начала до конца рассуждаем, что, где и как автор описывает. Делаем попутно выводы.
  3. По всему рассуждению пишем общее заключение, выражаем свое мнение, подводим итоги.

Третье. Пишем сочинение. Для начала можно писать, что в голову взбредет. И как попало. То есть творческий поиск нужных слов и фраз не возбраняется. Главное — изложение собственных мыслей.

Четвертое. Когда вся эта куча-мала написана, нужно ее перечитать и оформить в нормальный текст. Основной упор делаем на логику изложения, чтобы все шло по плану и последовательно. Чтобы была связь между абзацами, а не так, что здесь пишем про природу, а в следующем абзаце про жизнь писателя. Предложения-связки помогут сделать переход плавным и логическим. Это значит, что новый абзац нужно начинать, не отходя от темы предыдущего абзаца, но вводя в суть следующего.

Пятое. Логика сочинения выстроена. Работаем над словами, фразами, чтобы все красиво звучало. Если хотите, чтобы сочинение было не просто правильным, но еще и красивым, таким, что зачитаешься, то нужно постараться. А текст, любой текст, облагораживают прилагательные. По началу будет сложно, но со временем они сами будут проситься в сочинения и эссе. Вот работа для мозга по выкапыванию из потайных уголков памяти свежих словечек! К каждому, ну, или почти каждому, существительному нужно приписать нормальное такое прилагательное. Не просто «плохой-хороший», «красивый — некрасивый», а постараться найти что-то оригинальное и непривычное для простой речи. Развиваем, развиваем литературный свой язык!

Шестое. Окончательная проверка. Это проверка орфографии и синтаксиса. Смотрим, чтобы все буквы стояли на своих местах, запятые тоже. И помним, что за грамматику тоже оценку ставят.

Хорошее сочинение самому приятно читать. Иногда откроешь свои школьные тетрадки, читаешь и не веришь, что сам писал. А когда эти шесть шагов будут пару раз отработаны, как шаги, то работа по написанию сочинений пойдет налету: и план будет храниться в голове, и логика сама выстроится, и прилагательные встанут там, где нужно сразу. Но вот перепроверку никто не отменял и это считается залогом качества в любом деле. Так что пишем не только красиво, но и грамотно, не только грамотно, но и красиво.

Понравилась такая методика написания сочинения? Поделись ей с друзьями, нажми ниже кнопку своей социальной сети!

Есть, что предложить или обсудить на тему написания школьных сочинений? Отписывайтесь в комментариях!

 

Читайте также на эту тему:

Хорошо сказано? Поделитесь с друзьями:
Присоединяйтесь к автору проекта

Комментарии (5) на “Как написать сочинение”

  • по себе помню, составление плана необходимо. спасибо

  • Отличные советы. Согласна, очень важен план, нужно понимать, о чем будешь писать. Вспоминаю себя в школе, писала сама с таким рвением , но без плана, в итоге, наверно, растекалась мыслью по древу, поэтому получала за литературную часть 4-и , в так хотелось пятерок))

  • У меня с написанием сочинений всегда было плохо. Сейчас уже лучше. За советы спасибо.

  • Хоть сочинения мне и удавались, но мне всегда было жалко потраченного на них времени. Поэтому я не филолог, и уж точно, литература не мой конек. А жаль. Мне очень не хватает в жизни умения убеждать, доказывать и вести за собой других. Причина кроется в школьных годах, нужно было больше трудиться.

  • Я в школе не любила ни читать, на писать сочинения. Но жизнь сложилась так, что ни один день моей работы не обходится без чтения и писанины. Конечно, всё даётся с практикой, но лучше эту практику начинать как можно раньше.

Оставить комментарий