Как написать диссертацию

Давно не писала в своем блоге. Тут нечаянно навеяло… Вдруг кто-то заканчивает магистратуру и собирается писать диссертацию уже не магистерскую, а кандидатскую. Я ж тоже когда-то этим делом было занялась, мечтала стать кандидатом педагогических наук и получать зарплату больше 2,5 тыс. руб., но моя прокрастинация взяла свое и пришлось сменить сферу деятельности. И, видно, не судьба мне писать диссертацию. Когда я меняла копм, все мои наработки при Ctrl+C -> Ctrl+V рассыпались на биты и байты в мохнатом от пыли внутреннем цифровом пространстве ОЗУ. Все же опыт есть и, думаю, стоит им делиться.

Начнем с того, как…

Выбрать тему диссертации

Я придерживаюсь принципа, что любую научную работу, будь то ВКР или диссертация, необходимо начинать с конца. То есть проводим исследование практическое, затем описываем теорию. Однако ж без темы диссертации вы не сможете знать, что исследовать вообще. Даже так, пока не знаешь, не поймешь, над какой темой работать, вопрос о написании диссертации вообще не решен. Кто знает, может на темы, интересные соискателю, все диссертации уже написаны, а другие темы либо недоступны для изучения-практического применения, либо просто неинтересны. И уже сейчас решившим поступать в аспирантуру стоит задуматься над темой. А в данной статье я полагаю, что диссертант собирается писать научный труд самостоятельно, ответственно и творчески.

Так вот, какой же должна быть тема диссертации и почему ее важно сформулировать уже сейчас?

В первую очередь, тема должна быть нетривиальной, решающей ту проблему, которая не просто актуальна, но и предполагает оригинальные взаимосвязи с другими науками и сферами человеческой деятельности. Эти взаимосвязи и будут отражены в теме.

Моим руководителем ДИ (так сокращенно пишется «диссертационное исследование») был профессор ИжГТУ Сёмин Юрий Николаевич. И он, говоря о теме, привел пример одной своей диссертантки. Ее тема КАНДИДАТСКОЙ звучала просто: «Экологическое воспитание школьников». И у нее были большие проблемы с защитой! Тема тянет на заголовок реферата студента педколледжа, в ней не заложены методы решения проблемы исследования, а поменять тему на этапе защиты — большая бюрократическая волокита. И вообще, замена темы ДИ характеризует соискателя не с лучшей стороны: с какими намерениями он пришел, каковы его взгляды на науку, для чего ему степень?

Конечно, с другой стороны, не стоит замахиваться на темы малоизученные (мы ж не в профессуру пока стремимся). Нужно знать изначально, на какие теоретическую базу и научный опыт можно опираться при написании ДИ.

Слишком острые темы тоже стоит отклонить. Кто знает, за 3-5 лет написания ДИ проблема может быть решена (чаще всего на законодательном уровне), пусть не вашим способом, но не будете же вы излагать революционные, крамольные мысли о том, что потеряло актуальность.

Как видим, прежде чем приступить к исследованию диссертационному, нужно провести экспресс-исследование для выбора темы его. Определились с темой — пишите название, то есть точную формулировку темы, или названия, которое будет красоваться на обложке автореферата и самой рукописи. Вот тут может быть несколько вариантов. Всегда должно быть много вариантов, чтобы была возможность научного обсуждения в компании со своим научным руководителем (он ведь у вас уже есть ))). Обсуждать тему также важно, как обсуждать само исследование. Таким образом, уже к сентябрю у вас появится обдуманное название кандидатской, которое в последствии пойдет за вами с постоянно растущей кучкой документов. Ведь название ДИ закрепляется приказом! Вот почему его будет сложно поменять!

Когда я начинала свою кандидатскую диссертацию, было принято, что в названии темы должны быть 10 слов (вместе с союзами и прочими частицами). Уточните этот вопрос у своего руководителя или в отделе аспирантуры!

Название должно отражать направление исследования и одновременно оставаться в пределах паспорта специальности, по которой пройдет защита. Не беспокойтесь из-за 2-3 неточных или лишних слов. В первые месяцы для соискателей и аспирантов на кафедрах проводятся семинары, на которых начинающие могут не только послушать тех, кто трудится над своим трудом не первый год и выходит на предзащиту, но и обсудить свою тему с собравшимся научным сообществом. На семинарах бывают аспиранты, преподаватели, доценты и профессора кафедры. Они задают вопросы, могут поспорить, могут заставить нервничать — все для того, чтобы вы убедились в правильности своего направления и/или необходимости его корректировки.

Для такого семинара диссертант готовит пояснительную записку с названием ДИ, описанием актуальности, цели, задач и предполагаемого плана исследования. Этот документ предоставляется в Ученый совет, на котором тему и одобряют.

Пытаюсь вспомнить точное название своей диссертации… «Использование дистанционных образовательных технологий при формировании успешности студентов технического вуза». Мечтала запустить в институте дистанционный курс, отличающийся интерактивностью и привлекательностью, стимулирующий познавательную активность и влияющий на успешность в жизни. Была идея, были еще не оформленные мысли о ее практической реализации, были технические навыки разработки дистанционных курсов (они и сейчас никуда не делись). Не было поддержки руководства для его внедрения! Это тоже важно учесть при проектировании темы ДИ.

К слову сказать, сейчас я уже точно представляю, каким должен быть результат того исследования. Но время прошло (пять лет!!!), а дистанта в том вузе в таком виде, как представляла я, до сих пор нет.

Продолжение 

vsemogu-vseznayu.ru

Читайте также на эту тему:

Хорошо сказано? Поделитесь с друзьями:
Присоединяйтесь к автору проекта

Оставить комментарий